Каменные Бабы Республики Алтай

08.02.2018

КАМЕННЫЕ БАБЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Известнейшие «каменные бабы» и балбалы
- менгиры урочища Толоно
- менгир в природном парке парк «Уч-Энмек»
- каменный воин «Кезер» в долине Самаха
- каменные стелы Иня
- каменный воин в археологическом комплексе Адыр-Кан

Все алтайские изваяния можно разделить на 7 основных групп, по территориальному признаку:
1) Аргутская группа (61 шт.). Все объекты располагаются в долинах рек Аргу, Джазатор и Коксу. По особенностям обработки «каменных баб» в этой группе выделяют три независимых комплекса. Первый включает 3 кургана и более 60 оградок, выполненных в примитивной технике. Второй – 13 изваяний, 21 оградку, 5 курганов, 4 стелы, а также множество ритуальных колец, выложенным камнем, выполненных с более глубокой детализацией. Третий – более 10 оградок, несколько могильных курганов и выкладок;
2) Катунская группа (33 шт.). Объекты группы располагаются в верховьях реки Катунь.
3) Курайская группа (18 шт.). Расположение объектов сосредоточено в пределах Курайской степи;
4) Улаганская. группа (20 шт.). Сооружения установлены в районе озера Телецкое, а также в долинах ее крупнейших притоков;
5) Урсульская группа (43 шт.). Группа сконцентрирована в долинам реки Урсул и ее притоков. В этой группе четко прослеживается единый стиль «каменных баб», характеризующийся изображением человеческих лиц, без обработки и детализации остальных участков каменной стрелы;
6) Чаганузунская группа (20 шт.). Основная часть объектов расположена в долине реки Чаганузун;
7) Чуйская группа (47 шт.). Объекты группы сосредоточены в долине реки Чуя, а также в близлежащих степях. Все изваяния данной группы являлись частью древнейшего ритуально-культового комплекса, включающего петроглифы, балбалы, каменные выкладки и курганы различных хронологических периодов.

В изображениях «каменных баб» выделяют 8 групп реалий, в том числе головные уборы, гривны и ожерелья, одежды, пояса, оружие, серьги, сосуды, сумки, по которым можно достаточно точно определить период ее создания, а также этническую принадлежность и социальный статус изображенного.