8-913-999-48-49 8-913-693-95-67
tyrhanaltay@gmail.com

статьи

Достопримечательности

История региона

Обычаи и традиции

Флора и фауна

Другие

Рекомендуем посетить

Южно-Чуйский хребет

Шапшальский хребет


Есть статья? Поделитесь!

Фото Алтая

Возможно Вас заинтересует

    Охотничьи обряды на Алтае

    По верованию алтайцев каждая гора, озеро, река и лес имеют свое божество, помимо которых существует множество духов, обитающих в уголках Алтая. Алтайские духи и божества, как и места их обитания, обладают различным характером и привычками, так что кроме общего обряда «jалама» существует множество местных обрядов, направленных на усмирение различных духов. При задабривании духа учитывается множество факторов, например время, в которое нужно совершать обряд, сезон, причина обращения и многое другое.

    Испокон веков охота была неотъемлемой частью алтайского народа, и охотничьи обряды являлись очень важной составляющей успешной охоты.  Алтайская природы строга и сурова, величественна и прекрасна, что вызывало естественный страх и трепет охотников, которые с помощью внутреннего смирения, медитаций и алкышей приходили к внутренней гармонии и боролись со слабостями.  После достижения правильного душевного состояния и очищения от негативных установок алтайцы произносили молитвы хозяину Алтая, а также богам  Айыл-ээзи (покровитель дома) и От-ээзи (покровитель огня).

     

    В самом начале охоты совершалось восхождение на родовую гору, делались окуривания перевала можжевеловыми ветками, и приносились жертвы духу горы. Очень важным при проведении этого обряда, как и других алтайских обрядов, являлась серьезность и тишина. Алтайские духи не любят шум и легкомысленность в пути.

     

    Охотничий алкыш: «Большая тайга пусть даст перевал. Текущие реки дадут переправу. Мой Алтай пусть даст добычу. Пусть путь наш будет удачным».

    Чтобы звери и птицы не узнали о том, что они являются целью промысла, а их покровители не мешали и не делали ничего дурного, алтайские охотники всегда давали животным тайные имена, а настоящие названия были запретными.  Так, например, алтайцы называют медведя – дедушкой, соболя – черным бегуном, волка – длиннохвостым дядей, а белку – костяной головой.  Кроме тайных имен использовали алтайцы и другие уловки для отвлечения духов, например, брали с собой сказителя, который всю дорогу услаждал духов песнями, преданиями, музыкой и алкышами, посвященными хранителям животных.

     

    Алтайцы верят в то, что каждое живое существо обладает сознанием и душой, которая расположена в носу животного. Это также повлияло на особенности охоты на Алтае. У всякого добытого зверя отрезается кончик носа, который в дальнейшем приносит удачу охотнику, а вот трогать глаза и уши нельзя, поскольку в наказание можно потерять зрение или слух.

     

    Поскольку по поверьям душа убитого хищника могла вернуться и навредить охотнику или его семье, у убитого медведя или волка вырывали зубы (чтобы дух не мог укусить) и глаза (чтобы дух не мог видеть). Особенно смелые охотники носили ожерелья из зубов медведя, а также поедали глаза, чтобы при встрече другие хищники видели в нем медведя. 

     

    С душей животных также связан запрет на сжигание перьев, костей и шерсти животных, поскольку огонь лишает душу возможности перерождения и приводит к абсолютной смерти зверя. Дым от подобного огня также отпугивает других зверей, что приводит к их миграции в другие места обитания и лишает охотника возможности получить добычу. В противовес огню, вода или снег служат для скоро возрождения животного, а также увеличения популяции промысловых зверей, поэтому останки зачастую закапывали в снега или ледники.


    достопримечательности/Статьи об Алтае, обычаи и традиции