8-913-999-48-49 8-913-693-95-67
tyrhanaltay@gmail.com

статьи

Достопримечательности

История региона

Обычаи и традиции

Флора и фауна

Другие

Рекомендуем посетить

Южно-Чуйский хребет

Шапшальский хребет


Есть статья? Поделитесь!

Фото Алтая

Возможно Вас заинтересует

    Обычаи и традиции алтайцев.

    Горный Алтай, как заповедный уголок, удаленный от остального мира и отличающийся достаточно суровыми условиями жизни, в совокупности с труднодоступностью некоторых районов, позволил алтайцам сохранить многие древнейшие традиции и обычаи до настоящего времени практически без изменений. Несмотря на то, что на протяжении многих веков происходило взаимодействие алтайского народа с другими тюркскими народами, жителями Китая и России, жители Алтая всегда сохраняли свою особую самобытность и осознанность, выраженную в принятии себя как части уникального древнего этноса. Причиной этого, на наш взгляд, является структура мировоззрения и некоторой жизненной философии смирения и почитания окружающего мира, которая закладывается алтайцам с самого рождения и затем подкрепляется сказаниями, преданиями, обрядами и прочим. В отличие от других народов, на Алтае многие обычаи и обряды носят не только праздничный, но и повседневный характер, что ведет к определенной стабильности в формировании личности алтайцев.  

     

    Ритуальные ленты на деревьях - «jалама».

     

    В основе современных алтайских традиций находится уникальная эклектичная совокупность шаманских и буддистских верований, алтайского билика и культа природы, в частности культа Алтая, который отождествляется в «эззи» - хозяином Алтая. Базисной концепцией верования в хозяина Алтая является формирование равенства «бог = весь окружающий мир». Деревья, камни, озера и скалы, - каждый кусочек вселенной заполнен божественным началом и несет свет и счастье. Отсюда идут корни одного из древнейших обрядов Алтая - «jалама». Его суть заключается в двух равнозначных целях: выражение любви и уважения к богу, а также получение его благословения на удачу и счастье. Для этого на горных перевалах, около аржанов, а также в местах, где растет можжевельник, на ветви дерева (а при его отсутствии на камень обоо таш или каменную пирамиду) повязывается лента, называемая дъялама или тялома. Ленты изготавливаются из однотонной новой ткани размерами 40 на 5 см. Стоит отметить, что цвет ленты несет в себя особый смысл, так например белые ленты повязывают в честь хозяина, голубые – в честь неба, зеленые – в честь природы, а желтые – солнцу. Яркие или черные ленты повязываются в более потаенных уголках и служат для поклонения темным силам и Эрлику. Обряд проводится в течение недели после новолунья в период с рассвета до полудня в полной тишине. Это позволяет сосредоточиться на молитве и очищении в момент завязывания ленты. Кстати, альтернативой лентам служит горка белоснежных камней, возложенный в священном месте. После обряда совершается коленопреклонение в сторону востока. 

     

    Примерный перевод алтайской молитвы для «jалама» звучит так:

     

    Алтай мой с Луной,

    Солнцем и Небом,

    С лесом и тайгою.

    Греющее жарко, яркое Солнце.

    Восходящая, полная, яркая Луна.

    Прошу у вас благословения,

    Уберите с моей дороги несчастье.

    Пусть народ мой будет похвален,

    Благодарю тебя, мой Алтай.

     

    В современной трактовке, распространенной у туристов, существует похожий обряд кыйра, где на священные деревья, например не кедр или березу, повязываются две ленты, характеризующие себя и своих близких. Обязательно чтобы узелок ленты не был тугим и позволял расти дереву, а у самой ленты нижний конец, символизирующий темный мир «алтыгы ороон», была длиннее, чем верхняя, касающаяся «устиги ороон» - царства света во главе с трехликим богом Юч-Курбус-таном и Ульменем.

     


    достопримечательности/Статьи об Алтае, обычаи и традиции

обналичивание банковских карт в лнр